31 мая в США: День Украшения или День Поминовения?
«Там преклоним колени, Где наши любимые спят» (Нэлли Свифт, с посвящением «Женщинам Юга страны».
Последний понедельник мая в США является общегосударственным праздником выходного дня в ознаменование Дня поминовения всех погибших «мужчин и женщин в военной форме». Такое существует журналистское клише для пущей словесной торжественности. Праздник этот (если поминки можно назвать праздником) очень патриотический и любим американским народом «особою любовью». Никакому другому государственному празднику не «повезло» горше этого. Никакой другой не вызывает большей обиды 26 миллионов граждан страны — ветеранов войны, и трети населения страны — родных, близких, друзей, коллег тех солдат, что полегли в войнах или здравствуют поныне с «послевоенным синдромом».
Нас уже десятки тысяч граждан, подписавших обращение в Сенат и Конгресс США. Граждан, требующих переноса праздника на фиксированную дату — 30 мая. С 19 января 1999 года мы терпеливо ждем решения правительства о переносе этого Дня поминовения с Дня Украшения, чтобы отдать дань памяти нашим защитникам как положено благодарным гражданам. Чтобы никакие превратности не могли помешать исполнению нашего человеческого долга.
Нет, думаю, читателя, не знакомого и не влюбленного в «Унесенных Ветром». Уильям Фолкнер, певец Юга, более сложен и менее популярен в широкой читательской среде. Но если оконтурить простоватость топографии «Унесенных» и рафинированность вымышенного обобщенного имиджа фолкнеровской Йокнапатофы одним контуром, то у читателя выкристаллизуется жесткая и четкая картинка американского Юга времен гражданской войны. А центром этой картинки будет образ женщины-южанки: пружиной сжатый кулак, выброшенный для разящего удара за всех мужчин Юга, унесенных ветром гражданской войны. Такая и в избу, и коня… Они и поныне такие, наши южанки — слезы не выбьешь!
Уже заканчивалась гражданская война, когда ничем не примечательная поэтесса-южанка Нэлли Свифт сложила стихи, а на них и песню «Там преклоним колени, где наши любимые спят». И посвятила это женщинам Юга. А чтобы русскому читателю понятно было значение этого события, то необходимо объяснить, что традиционно кладбища США не знали украшений в виде цветов, венков, флагов и прочих больших и малых меморабилий, которые в России принято приносить на кладбища. На наших кладбищах — «все спокойненько»: только мрамор-гранит-цемент и гладкая зелень ковром…
И вот, когда Юг страны покрылся могилами унесенных, женщины Юга, эти железные леди, стали как сентиментальные гретхен украшать могилы своих погибших. Так появился на юге страны День украшения. И, понятно, северяне его не отмечали — не их праздник.
Однако кончилась война, и, казалось бы, кончились вечные распри Севера с Югом, но даже на кладбищах, над гробами, продолжалось это противоборство. Юг чтил своих павших особо, Север — особо. У одних был День Украшения, у других — День Памяти. С 1860 по 1868 год продолжалось это противостояние. И по-человечески это понятно: победители и побежденные…
Но чем Америка и хороша — консенсусом! И вот 5 мая 1868 года выходит приказ номер 11 генерала Джона Логана: 30 мая каждого года считать по армии Днем Поминовения. Он лично возглавил церемонию союзников и конфедератов для возложения венков на воинском Арлингтонском кладбище на могилы павших. Но день этот оставался как-бы сугубо армейским событием. И помочь армейской дате стать днем всенародного поминовения павших помогли… дети.
Скаутское детское движение в США заслуживает особого разговора. Здесь отмечу только одно: бойскауты и герлскауты охотно участвовали сначала в возложении венков и украшении могил, а потом взяли на себя уход за могилами павших воинов. Дети и приносили с кладбищ на сандалиях в свои семьи начатки традиции поминовения павших в национальном масштабе. Из далекой Франции перешла в США традиция украшать могилы погибших воинов красными маками. А рождались эти искусственные цветочки именно в детских руках.
Лишь в 1971 году (всего-то сорок лет назад!) было принято неуклюжее решение считать не 30 мая, а последний понедельник мая национальным праздником Днем Поминовения и нерабочим днем. Чем там думали?!
А вот теперь расскажу, как Сенат и Конгресс превратили День поминовения в День украшения. И как лихо купился на эту приманку американский народ. Давайте рассуждать, читатель: США — страна более южная, чем северная. Это лежим мы в Северной Америке, а вот Чикаго сидит на широте Ташкента. Понятно, какой климат в стране и какая погода в конце мая? Лето! Пора шашлыков, пора отпусков.
Перед последним (как и любым) понедельником имеем два выходных — субботу и воскресенье. Населению страны подарили нерабочий понедельник — а это уже то, что мы называем длинным уикендом. Три нерабочих дня! А тут еще одна специфическая штучка — особенности национальных отпусков. Американец средний свой скудный отпуск редко берет одним куском — рабочая картинка теряется. Да и работодатель, глядишь, прикинет, что если производство может обходиться без работника две недели кряду, то нужен ли вообще этот работник? В общем, по многим причинам мы откусываем по кусочку от своего отпуска несколько раз в году, как раз к длинному уикенду на закуску. Так средний американец имеет 3−4-5 коротких отпусков. А дома сидеть в этой стране в отпуске не принято: на крыло — и в ближнее зарубежье: Доминикана, Мексика, Коста-Рика, Ямайка опять же родная…
Даже домоседы, не жалеющие крохоборничать с отпусками, рассматривают длинный уикенд как весенние каникулы. Вылезают на природу, на рыбалку, на шашлыки под пиво. Уже никто не рассматривает подаренный понедельник как отдельную дату, которое правительство специально освободило от работы, чтобы каждый сознательный гражданин страны мог пойти к могиле неизвестного солдата, известного ему солдата, просто на кладбище к своим близким… Какой там День поминовения?! — Отпуск!
Винить ли народ? А я и не виню — все мы человеки. И не все пузо в Мексике под солнцем греют — есть, кто и на кладбище с красными маками как ходил, так и пойдет. 16 миллионов американцев участвовали в Второй мировой. 406 тысяч из них не вернулись. 58 тысяч забрал Вьетнам, 54 тысячи стоила стране Корея. Точную цену Ирака и Афгана мы узнаем по осени. Но сам тот факт, что войны США всегда проходили где-то там или по телеку, и каждое из правительств США предпочитало своими потерями не огорчать обывателя (Буш вообще запретил гробы, прилетающие в США, по телевизору показывать!), должен был бы, наоборот, особо обособить (простите за тавтологию) День поминовения в ряду других национальных праздников красного календаря, а не прилепить его довеском к двум выходным дням мая. Уже в некоторых источниках читаю: традиционно отмечается День поминовения и как начало лета. (Что-то подобное сотворили в РФ с Первомаем, который теперь празднуется как День весны и труда). А это что за диво дивное: День начала лета? В мае-то… Нет, ребята сенат и конгресс, так дело не пойдет у нас. День Поминовения — это вам не про шашлык и пиво. Мы хотим этот день обратно. Нам пепел Клааса стучит в сердце.
Так возникло движение Luminaria Program. Мы требуем, чтобы 30 мая каждого года мы, помнящие и чтущие, взяли бы наших детей и внуков, и пошли с красными маками на могилы тех, кто погиб за эту страну. Нас уже десятки тысяч граждан, подписавших обращение в Сенат и Конгресс США. Граждан, требующих переноса праздника на фиксированную дату — 30 мая. С 19 января 1999 года мы терпеливо ждем решения правительства о переносе этого Дня поминовения с Дня Украшения, чтобы отдать дань памяти нашим защитникам как положено благодарным гражданам. Чтобы никакие превратности не могли помешать исполнению нашего человеческого долга.
Мы требуем минуты молчания по всей стране ровно в три часа пополудни. Нам не нужен ваш дополнительный понедельник Украшения, и нам стыдно, что мы до него дожили. Поэтому и используем мы этот последний понедельник мая прямо по назначению — придем с плакатами под ваши жирные офисы и встанем стеной. Это будет лучшим способом почтить память погибших. И когда придет день ваших перевыборов, мы придем такой же стеной, будьте уверены. И чем породили, тем и это самое…
А пока вот такой праздник мы имеем, со слезами на глазах. Хотя и пройдет торжественное возложение венков на Арлингтонском кладбище, и скажет нации наш Президент хорошие слова, и громыхнет из всех стволов, и маки расцветут на кладбищах Америки…
А в далекой России в этот день отметят День Рязани. С праздником, рязанцы дорогие…