Как с помощью слов можно изменить отношения с ребенком?
«Ребенок намного напоминает чистый лист бумаги. Если вы напишите на нем что-то неверное, то он будет содержать неверную информацию. Но, в отличие от листа бумаги, ребенок сам начинает писать, повторяя то, что уже „вписали“ в него самого». Л. Рон Хаббард, писатель, философ, автор эффективной технологии обучения.
Хотите, верьте, хотите — нет, но с помощью замены одного местоимения на другое можно значительно улучшить отношения между родителями и детьми.
Употребление местоимения «Я» вместо «ТЫ» — является одним из таких примеров.
Когда мама говорит Сереже: «мне больше нравится, когда ты утром сам заправляешь кровать», он знает, что она говорит о себе.
Но если мама говорит: «ты не мог бы заправить кровать сегодня утром?», Джо знает, что она указывает именно на него.
Когда вы упорно пытаетесь добиться покладистости от вашего ребенка или же вы имеете дело с ребенком, у которого проблемное поведение, вместо криков «Да, прекрати ты это!», лучше просто донесите до ребенка: «Я не люблю, когда весь пол в каше. Давай вместе уберем это все, а потом пойдем на улицу и покатаемся на великах».
Например, маленький ребенок расстраивается и бьет свою сестру. Лучше вместо того, чтобы наказывать его, скажите ему: «Твоя сестра расстраивается, когда ты её обижаешь. Она очень любит смотреть с тобой картинки в книгах. Пойдем, найдем какую-нибудь книгу».
В случаях, когда ребенок отвечает вам грубостью, вы можете сказать примерно следующее: «Мне не нравится, когда ты себя так ведешь. Намного больше мне нравится, когда ты внимательно относишься к другим и ведешь себя воспитанно. Мне нравится та картинка, которую ты для меня нарисовал. Пойдем, возьмем магнит и повесим её на холодильник».
При таком подходе ответственность за развитие ситуации целиком и полностью ложится на ваши плечи, вы контролируете её полностью. Вы направляете внимание ребенка на вещи, которые приятны вам — будь вы его родитель или учитель — а не на его капризы и плохое поведение.
Вы создадите благоприятную, комфортную обстановку дома, просто направив внимание вашего ребенка с негативных вещей на что-то положительное. Если вы это делаете быстро и незаметно, вы избавитесь от истерик и слез почти полностью.
А когда ваш ребенок делает что-то, что доставляет вам радость — самое время переключиться на местоимение ты. Вы могли бы сказать, например: «У тебя это здорово получилось». «Ты замечательный помощник». «У тебя такие хорошие манеры, ты так вежлив!».
Вы научите ребенка отвечать за свои поступки и контролировать их, давая им подтверждения и говоря комплименты каждый раз, когда ваш ребенок сделал что-то хорошее, доброе. Просто отмечайте каждый положительный поступок ребенка, давайте ему подтверждение и будьте щедрым на похвалу.
Другая причина эффективности этого метода состоит в том, что маленькие дети почти всегда учатся путем подражания. Маленький ребенок смотрит, слушает, что другие делают и говорят и «копируют» их. Многие родители на собственном опыте сталкивались с ситуацией, когда они говорили что-то, даже не догадываясь о том, что дети слушают их. А потом страшно удивлялись, когда их чадо в точности повторяло их слова.
Если люди вокруг маленького Сережи кричат и вопят, он тоже будет учиться кричать и вопить. Если они обсуждают и критикуют других перед ним, то и Сережа будет учиться точно тому же. Если взрослые некорректно себя ведут в его присутствии, то и у Сережи будут плохие манеры.
Но если люди, которые взаимодействуют с Сережей вежливы и добры, он будет «копировать» (имитировать) их поведение — он будет вежливым и добрым. Похоже, что поведение ребенка строится на основе отношений людей, с которыми он чаще всего общается.
Карлинн Маккормик, автор многочисленных публикаций по вопросам образования и учебных материалов, учредитель первой on-line академии Прикладного Образования, с 1992 года имеет лицензию Международного Прикладного Образования.
У всех родителей время от времени возникают вопросы — как разрешить ту или иную ситуацию с детьми. В таких случаях бывает очень полезным прочитать статью или посоветоваться с другими родителями. И, конечно же, живое общение со знающим человеком всегда лучше, чем прочитанный текст.
Так, когда Бернард Перси спросил одну из своих дочерей перед её 30-летием, что же ей подарить в её день рождения, та ответила: «Папа, ты замечательный отец! И ты должен написать книгу и описать все свои обязанности, как отца — ведь так много людей испытывает трудности во взаимоотношениях со своими детьми!» Так родилась книга «Моменты восхищения или Как быть лучшим родителем». И 9 октября 2010 г. её автор проведёт в Москве семинар для всех, кому интересна тема налаживания отношений с детьми.
Впервые на семинаре в России Бернард Перси затронет тему «Компьютеры и дети». Вы сможете получить ответы на вопросы «Как сделать так, чтобы время, проводимое за компьютером, приносило не вред, а пользу вашему ребенку?», «Как компьютеры могут оказывать мощное позитивное влияние на жизнь ваших детей и вас?» и другие.
Будем рады видеть вас и помочь вам стать еще лучшими родителями!