Что такое медицинская деонтология?

Искусные врачи всегда ценились на вес золота. У Гомера в «Илиаде» читаем: «Стоит многих людей один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством…»

Соответственно, неумелым неуспешным докторам грозили всяческие неприятности. За тысячу лет до нашей эры по законам Хаммурапи врач, который в результате хирургической операции причинил смерть свободному человеку, наказывался отсечением пальцев; а если он был виновен в смерти раба, то обязан был отдать раба за раба.

В советско-сталинское время нравы стали ещё жёстче. Можно вспомнить последствия, наступившие для доктора Казакова, который не преуспел в лечении Куйбышева, или судьбу доктора Левина, личного врача председателя ОГПУ Менжинского. После смерти высокопоставленных пациентов оба медика были казнены в 1938 году; естественно, за «вредительство». Одно из постановлений Политбюро Ц К так и называлось «О вредительстве в лечебном деле». Но это было уже позже, в начале 50-х. Именно тогда возникло «дело врачей» — этих убийц в белых халатах, которые злодейски умерщвляли видных советских деятелей и военачальников самым дьявольским способом: путём неправильного лечения. К счастью, академика В. Н. Виноградова и его коллег убить не успели, товарищ Сталин умер.

Следует признать, что и сами доктора не всегда оказывались белыми и пушистыми. В отчёте Чрезвычайной комиссии по Освенциму, который был представлен Международному военному трибуналу в Нюрнберге, значится: «В лагере были созданы специальные больницы, хирургические блоки, гистологическая лаборатория и другие учреждения… Немецкие профессора и врачи производили в них массовые опыты по стерилизации женщин, кастрации мужчин, эксперименты на детях, устраивали искусственное общее заражение людей раком, тифом, малярией и наблюдали за результатами».

Именно Нюрнбергский военный трибунал, вынесший 20 августа 1947 года приговор 23 нацистским преступникам, которые обвинялись в совершении недопустимых опытов на людях, сформулировал десять принципов — условий проведения медицинского эксперимента на человеке. Позже они получили название Нюрнбергского кодекса.

Нюрнбергский кодекс стал фундаментом медицинской деонтологии. Потом были Хельсинская (1964 год), Токийская (1975 год) и Венецианская (1983 год) декларации, принятые Всемирной организацией здравоохранения. В них подробно урегулирован вопрос о проведении медицинских исследований и экспериментов.

Сам же термин «деонтология» (наука о должном) был введён Бентамом в позапрошлом веке для обозначения теории нравственности в целом. Термин «медицинская деонтология» появился в русскоязычных публикациях в середине 1940-х годов, и его введение приписывают известному хирургу-онкологу Н. Н. Петрову.

Сейчас медицинская деонтология — это учение об обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. Однако былая связка «врач-больной» неизбежно заменяется новой «врач-медицинская аппаратура-больной». По сути, медицинская деонтология является современным воплощением известного принципа Гиппократа «primum non nocere». При этом новые методы лечения должны быть таковы, что риск возможного вреда не больше, чем риск от лечения стандартным способом. В то же время принцип «primum non nocere» не может иметь абсолютного приоритета, всегда надо учитывать соотношение «риск-польза» для конкретного пациента.

С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения, когда болезненное состояние пациента обусловлено неправильными действиями медицинского персонала. Неосторожно брошенная реплика врача легко приведёт к тому, что мнительный пациент найдёт у себя симптомы самых разных заболеваний. Потом будет очень трудно разубедить такого человека в его придуманных болезнях. К ятрогенным заболеваниям следует отнести и СПИД, если он возник в результате переливания заражённой крови, а также различные повреждения внутренних органов при полостных операциях (например, повреждение селезёнки при резекции желудка).

Бывает и так, что жалобы больных остаются вне поля зрения лечащего врача. Зачастую само присутствие врача в отделении стационара действует на больных успокаивающе, а жалобы и ухудшение состояния возникают, когда врача нет в отделении, то есть во вторую половину дня и вечером. Этот частный вопрос также лежит в сфере деонтологии.

Одна из самых сложных проблем в медицинской деонтологии — взаимоотношения врача с родственниками. Если лечение идёт успешно, то разумным вариантом поведения врача будет полная откровенность. Однако вряд ли стоит сообщать мужу, что сделана операция по поводу внематочной беременности его жены, и пациентка через пару дней будет, как огурчик. Особенно если муж последние полгода был в командировке.

При наличии же серьёзных осложнений в течении болезни необходим корректный разговор с ближайшими родственниками больного; врачебная тайна на них не распространяется, врач обязан сообщить им истинный диагноз.

Очевидно, что понятие «медицинская деонтология» многозначно. Это и отношения с пациентом, предусматривающие обязательную обратную связь; это и контакты между врачом и родными больного, его знакомыми и сослуживцами. При всём том стоит помнить, что врач обладает громадной властью над больным человеком, который доверил ему свою жизнь. И эта власть предопределяет ответственность врача.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: