Новое независимое русское кино
Сегодня о кино не пишет разве только «ленивый». Для многих суждения о новинках кинопроката стали средством легкого заработка. В центре внимания, как правило, уже хорошо раскрученные картины с миллионными вложениями в рекламу и каждая новая критическая заметка позитивно отражается на кассовых сборах. Труднее дело обстоит с авторским кино. Некоммерческое кино никак не влияет на благосостояние кинокритиков. Поэтому рецензии на непрокатное кино остаются такими же редкими, как и сами фильмы.
Независимо от бюджета, создание фильма – это коллективный труд. Авторское кино, как правило, замкнуто на личности одного человека, который контролирует весь процесс производства от написания сценария до постпродакшн. Авторское кино это настоящий подвиг инвесторов, а зачастую и всей съемочной группы. Поэтому, чтобы страна знала своих героев, я хочу представить фильм, у которого участь остаться редким во всех смыслах.
Фильм «УХНЯ» Константина Виноградского из разряда таких экспериментальных работ, когда автор, при кажущейся простоте, ставит перед собой почти невыполнимые задачи. Для режиссера – это первый опыт работы такого масштаба. Идея фильма проста и очевидна – кухня, как центр мироздания. Но Виноградского интересует не кулинарная самобытность, а место действия. Режиссер представляет ряд картин, отличные друг от друга темой и манерой съемки. Для миллионов наших соотечественников, кухня – место сакральное. У газовой плиты люди ссорятся, любят друг друга, вынашивают детей, распутывают философские проблемы. Кухня давно стала местом психологического потребления друг друга. Наша, родная, отечественная кухня по сути сохранила свою языческую природу. Место, где соприкасаются огонь, вода и металл. Торжество плоти, наслаждения и духа. Темы семи смертных грехов замкнуты в квадратные метры постсоветских кухонь.
Тон фильму задает первая новелла о драматурге, который на кухне по ночам пишет пьесы, и его герои говорят только матом. Неврастеник, измученный тенденциями «новой драмы», специализирующейся на матерщине. Его супруга, женщина благоразумная, пытается вразумить мужа использовать в своем творчестве более благозвучный слог. В роли жены писателя очень неожиданно выступила Ирина Линдт. Символично, что мужа играет автор сценария и режиссер фильма. Таким образом, каждая следующая новелла представляется, как плод воображения писателя.
Действие следующего сюжета происходит в крохотной кухне два на два метра. Персонаж, которого играет Егор Баринов, уволился с работы, продал машину и собирается в Чечню вольнонаемником. Поздней ночью он приходит проститься с женщиной, которую, оказывается, давно любит. Сюжет отличается щемящей лирической атмосферой, которую создает точная психологическая работа актеров. Герой Баринова угловатый, простой мужик с нежной, ранимой душой. Ольга Сарычева представляет узнаваемый характер одинокой женщины, которая воспитывает ребенка без отца.
Третья новелла – это сатирическая бытовая зарисовка. Действие происходит восьмого марта. Пьяный в умат герой, которого играет Леонид Краснов, рассуждает о женщинах, не проявляя никакого уважения к собственной жене. На первом плане работает вентилятор и где-то постоянно жужжит муха.
Интерьер четвертой новеллы – дорогая благоустроенная кухня. Камера незаметно, очень медленно наезжает на лица актеров. Двое тинэйджеров в перерыве между уроками мечтают о смерти. Абсурдный подростковый диалог в интерьере роскоши и благополучия прерывается короткими вспышками – фотографиями умирающих детей из концентрационных лагерей.
В темноте при свете свечей сидят одинокие старики, которых играют Валентина Кудинова и Алексей Головин. Старуха не может заснуть без любимого сериала, показ которого перенесли за полночь. Действие сериала она проецирует на собственную жизнь, и пока в доме нет света, супруг терпит ее представление. Очень трогательный диалог, проникновенно исполненный талантливыми актерами.
Следующая новелла – сатирическая зарисовка в интерьере современной пустой кухни. Через форточку в квартиру забирается вор (Владимир Тишенков) и открывает двери своему партнеру по ремеслу (Андрею Чернышову). Обшарив квартиру, они находят ящик шампанского и напиваются до потери сознания. В таком виде их застает прокурор с крыльями ангела за спиной. Прошло время, когда страна верила ленинским словам, что государством может управлять даже домохозяйка. Кухня осталась единственным местом для политических дебатов. Владимир Тишенков и Андрей Чернышов разыгрывают гротескную сцену, пытаясь разобраться в хитросплетениях современной политики.
Последнюю новеллу предваряет эпиграф – цитата из стихотворения Владислава Суркова. Две девицы (Олеся Веселова и Виктория Захарова), очевидно только из бани в интерьере шикарной кухни, рассуждая о кулинарии и перебирая имена кавказцев, подмешивают в кофе яд.
В финале фильма писатель из первой новеллы садится перед рукописями у ночного окна. Виноградский не ставит точку и не торопится представить зрителю мораль. Он смотрит в окно, за которым уже другое пространство, не замкнутое квадратными метрами кухни.
Современное кино ищет новые средства выразительности, соревнуясь в технологической и визуальной изощренности. Но свежим и современным остается честное независимое самовыражение художника. Давайте внимательнее присматриваться к редким фильмам, ради обогащения личного интеллектуального опыта.
Алефтина Ч.
Независимо от бюджета, создание фильма – это коллективный труд. Авторское кино, как правило, замкнуто на личности одного человека, который контролирует весь процесс производства от написания сценария до постпродакшн. Авторское кино это настоящий подвиг инвесторов, а зачастую и всей съемочной группы. Поэтому, чтобы страна знала своих героев, я хочу представить фильм, у которого участь остаться редким во всех смыслах.
Фильм «УХНЯ» Константина Виноградского из разряда таких экспериментальных работ, когда автор, при кажущейся простоте, ставит перед собой почти невыполнимые задачи. Для режиссера – это первый опыт работы такого масштаба. Идея фильма проста и очевидна – кухня, как центр мироздания. Но Виноградского интересует не кулинарная самобытность, а место действия. Режиссер представляет ряд картин, отличные друг от друга темой и манерой съемки. Для миллионов наших соотечественников, кухня – место сакральное. У газовой плиты люди ссорятся, любят друг друга, вынашивают детей, распутывают философские проблемы. Кухня давно стала местом психологического потребления друг друга. Наша, родная, отечественная кухня по сути сохранила свою языческую природу. Место, где соприкасаются огонь, вода и металл. Торжество плоти, наслаждения и духа. Темы семи смертных грехов замкнуты в квадратные метры постсоветских кухонь.
Тон фильму задает первая новелла о драматурге, который на кухне по ночам пишет пьесы, и его герои говорят только матом. Неврастеник, измученный тенденциями «новой драмы», специализирующейся на матерщине. Его супруга, женщина благоразумная, пытается вразумить мужа использовать в своем творчестве более благозвучный слог. В роли жены писателя очень неожиданно выступила Ирина Линдт. Символично, что мужа играет автор сценария и режиссер фильма. Таким образом, каждая следующая новелла представляется, как плод воображения писателя.
Действие следующего сюжета происходит в крохотной кухне два на два метра. Персонаж, которого играет Егор Баринов, уволился с работы, продал машину и собирается в Чечню вольнонаемником. Поздней ночью он приходит проститься с женщиной, которую, оказывается, давно любит. Сюжет отличается щемящей лирической атмосферой, которую создает точная психологическая работа актеров. Герой Баринова угловатый, простой мужик с нежной, ранимой душой. Ольга Сарычева представляет узнаваемый характер одинокой женщины, которая воспитывает ребенка без отца.
Третья новелла – это сатирическая бытовая зарисовка. Действие происходит восьмого марта. Пьяный в умат герой, которого играет Леонид Краснов, рассуждает о женщинах, не проявляя никакого уважения к собственной жене. На первом плане работает вентилятор и где-то постоянно жужжит муха.
Интерьер четвертой новеллы – дорогая благоустроенная кухня. Камера незаметно, очень медленно наезжает на лица актеров. Двое тинэйджеров в перерыве между уроками мечтают о смерти. Абсурдный подростковый диалог в интерьере роскоши и благополучия прерывается короткими вспышками – фотографиями умирающих детей из концентрационных лагерей.
В темноте при свете свечей сидят одинокие старики, которых играют Валентина Кудинова и Алексей Головин. Старуха не может заснуть без любимого сериала, показ которого перенесли за полночь. Действие сериала она проецирует на собственную жизнь, и пока в доме нет света, супруг терпит ее представление. Очень трогательный диалог, проникновенно исполненный талантливыми актерами.
Следующая новелла – сатирическая зарисовка в интерьере современной пустой кухни. Через форточку в квартиру забирается вор (Владимир Тишенков) и открывает двери своему партнеру по ремеслу (Андрею Чернышову). Обшарив квартиру, они находят ящик шампанского и напиваются до потери сознания. В таком виде их застает прокурор с крыльями ангела за спиной. Прошло время, когда страна верила ленинским словам, что государством может управлять даже домохозяйка. Кухня осталась единственным местом для политических дебатов. Владимир Тишенков и Андрей Чернышов разыгрывают гротескную сцену, пытаясь разобраться в хитросплетениях современной политики.
Последнюю новеллу предваряет эпиграф – цитата из стихотворения Владислава Суркова. Две девицы (Олеся Веселова и Виктория Захарова), очевидно только из бани в интерьере шикарной кухни, рассуждая о кулинарии и перебирая имена кавказцев, подмешивают в кофе яд.
В финале фильма писатель из первой новеллы садится перед рукописями у ночного окна. Виноградский не ставит точку и не торопится представить зрителю мораль. Он смотрит в окно, за которым уже другое пространство, не замкнутое квадратными метрами кухни.
Современное кино ищет новые средства выразительности, соревнуясь в технологической и визуальной изощренности. Но свежим и современным остается честное независимое самовыражение художника. Давайте внимательнее присматриваться к редким фильмам, ради обогащения личного интеллектуального опыта.
Алефтина Ч.
Отзывы и комментарии