Леонид Андреев
Леонид Андреев относится к тем писателям, которых при жизни недооценили, а после смерти забыли. В своем творчестве он развил две основные темы, которые, с одной стороны, очень схожи, а с другой – различны: тему войны и тему Демона, которая главным образом показывает раздвоенность человеческого сознания, колеблющегося между Богом и Сатаной, между тысячелетними инстинктами и стеной непознаваемого. Но, несмотря на то, что война – это тема внешняя, а тема Демона — личная, все творчество Андреева носит интимный характер. Писатель долгое время прожил в эмиграции, но это не принесло ему ни любви иностранцев, ни ненависти соотечественников. Работал в очень большом жанровом диапазоне: статьи, рассказы, пьесы, повести, романы и, конечно, личный дневник, который не был предназначен для печати. Сейчас личный дневник писателя издан во Франции. Произведение, о котором мы будем говорить, тоже дневник – «Дневник Сатаны». Роковые события, ознаменовавшие написание обоих дневников, указывают на их неслучайную связь. «Дневник Сатаны» был начат весной 1918 года и вскоре заброшен – Андреев к нему охладел и продолжал писать лишь личный дневник. А осенью 1919 года он скончался от кровоизлияния в мозг. В маленькой деревушке в Финляндии.
Хотя «Дневник Сатаны» остался недописанным, это, несомненно, одно из лучших произведений Андреева. Его стиль строг, сдержан и при этом ярок, что хорошо прослеживается в диалогах. Говоря о содержании, необходимо выделить несколько направлений развития сюжета:
экзистенциализм — вот вам и тема самоубийства религия — здесь все очень сложно социальность — добрый миллиардер дает денег на революцию любовная история — «в тихом омуте черти водятся» мистицизм — Мефистофель и Фауст
Можно как угодно менять порядок тем – ничего от этого не изменится. А может быть, познакомившись с книгой, вы вполне можете не увидеть ни одной из перечисленных тем. Но это неважно, потому что по прочтении приобретается новое осознание – не реальности, не истины, не смысла, – а правды. Ты узнал что-то новое, что-то важное, то, что, видимо, когда-то понял автор.
Обратимся к образу Сатаны. Сатана Андреева более человечен, чем можно представить. Он приходит к людям, чтобы играть с ними, но все выходит наоборот. Он находит своего «двойника» среди людей, но история Фауста и Мефистофеля принимает другой оборот: Сатана влюбляется в него человеческой любовью – Фауст и Мефистофель меняются ролями. Фауст, земное существо, соблазняет Демона: внушает ему бесчеловечные принципы, провоцирует на преступления, обещает необыкновенную женщину взамен на золото. Мефистофель не может устоять перед Фаустом – падает перед ним на колени и поклоняется человечеству в его лице. Неважно, что Сатана так очеловечен, а человек плетет из него веревки – это достойный ход, только благодаря ему автор сумел влюбить Сатану в Пресвятую Деву Марию. У этой Марии, тоже вочеловеченной, есть только всепроникающий взгляд и легкая поступь. Большего мы о ней не знаем, но наш друг из Преисподней обожествляет ее, заставляет поверить в ее неземную силу и красоту. Он хочет жениться на этом божественном существе. И в это мы тоже верим, потому что Сатана предстает положительным героем, и не возникает противоречий перед таким союзом, ведь они будут жить на земле и, может, сотворят на ней порядок? Противоречие одно – отец Марии – тиран, который дает холодное и прагматичное оправдание убийству, массовому убийству; он – истинный Демон по сравнению с вочеловеченным Сатаной. Здесь Андреев трезво оценивает свое увлечение войной, представив ее как страшный опыт самоуничижения, подготовленный слепой верой людей в чудо.
Внезапная развязка вторгается в гармоничный ход произведения так, что один абзац хочется перечитывать несколько раз, дабы не упустить ни одного слова. В читателе просыпается жадность от такого накала страстей. Все действие напоминает судебный процесс со скандальной концовкой. Адвокат, если это хороший адвокат, является чутким знатоком человеческой души. Андреев не только «знает» эти души – он ведает ими. В его пассажах о человеке заключена необыкновенная поэзия. Он берет это слово и ни на секунду не отпускает, бережно подвергает его человеческим и нечеловеческим испытаниям, так Сатана вводится в сюжет для того, чтобы на его фоне раскрыть человека. Он рифмует это труднорифмуемое слово с раем и адом. Он читает в душах.
полная версия статьи вво втором номере журнала "ТРАМВАЙ"
Хотя «Дневник Сатаны» остался недописанным, это, несомненно, одно из лучших произведений Андреева. Его стиль строг, сдержан и при этом ярок, что хорошо прослеживается в диалогах. Говоря о содержании, необходимо выделить несколько направлений развития сюжета:
экзистенциализм — вот вам и тема самоубийства религия — здесь все очень сложно социальность — добрый миллиардер дает денег на революцию любовная история — «в тихом омуте черти водятся» мистицизм — Мефистофель и Фауст
Можно как угодно менять порядок тем – ничего от этого не изменится. А может быть, познакомившись с книгой, вы вполне можете не увидеть ни одной из перечисленных тем. Но это неважно, потому что по прочтении приобретается новое осознание – не реальности, не истины, не смысла, – а правды. Ты узнал что-то новое, что-то важное, то, что, видимо, когда-то понял автор.
Обратимся к образу Сатаны. Сатана Андреева более человечен, чем можно представить. Он приходит к людям, чтобы играть с ними, но все выходит наоборот. Он находит своего «двойника» среди людей, но история Фауста и Мефистофеля принимает другой оборот: Сатана влюбляется в него человеческой любовью – Фауст и Мефистофель меняются ролями. Фауст, земное существо, соблазняет Демона: внушает ему бесчеловечные принципы, провоцирует на преступления, обещает необыкновенную женщину взамен на золото. Мефистофель не может устоять перед Фаустом – падает перед ним на колени и поклоняется человечеству в его лице. Неважно, что Сатана так очеловечен, а человек плетет из него веревки – это достойный ход, только благодаря ему автор сумел влюбить Сатану в Пресвятую Деву Марию. У этой Марии, тоже вочеловеченной, есть только всепроникающий взгляд и легкая поступь. Большего мы о ней не знаем, но наш друг из Преисподней обожествляет ее, заставляет поверить в ее неземную силу и красоту. Он хочет жениться на этом божественном существе. И в это мы тоже верим, потому что Сатана предстает положительным героем, и не возникает противоречий перед таким союзом, ведь они будут жить на земле и, может, сотворят на ней порядок? Противоречие одно – отец Марии – тиран, который дает холодное и прагматичное оправдание убийству, массовому убийству; он – истинный Демон по сравнению с вочеловеченным Сатаной. Здесь Андреев трезво оценивает свое увлечение войной, представив ее как страшный опыт самоуничижения, подготовленный слепой верой людей в чудо.
Внезапная развязка вторгается в гармоничный ход произведения так, что один абзац хочется перечитывать несколько раз, дабы не упустить ни одного слова. В читателе просыпается жадность от такого накала страстей. Все действие напоминает судебный процесс со скандальной концовкой. Адвокат, если это хороший адвокат, является чутким знатоком человеческой души. Андреев не только «знает» эти души – он ведает ими. В его пассажах о человеке заключена необыкновенная поэзия. Он берет это слово и ни на секунду не отпускает, бережно подвергает его человеческим и нечеловеческим испытаниям, так Сатана вводится в сюжет для того, чтобы на его фоне раскрыть человека. Он рифмует это труднорифмуемое слово с раем и адом. Он читает в душах.
полная версия статьи вво втором номере журнала "ТРАМВАЙ"
Отзывы и комментарии