Габсбурги-3. Филипп IV - тот самый король, которого писал Веласкес?
Король Филипп III умер, когда его наследнику исполнилось лишь 16 лет. Вступившему на трон испанских монархов Филиппу IV было суждено занимать его невероятно долго — 44 года и 170 дней!
Новый повелитель всех испанцев — Фелипе Виктор-де-ла-Крус — был третьим из восьми детей и старшим сыном Филиппа III Испанского и королевы Маргариты (которая приходилась мужу его троюродной сестрой эрцгерцогини Маргариты Австрийской, его дедушки, Филипп II Испанский и Карл II Штирийский, оба из рода Габсбургов были двоюродными братьями).
В возрасте семи недель был крещён в церкви монастыря Сан-Пабло в городе Вальядолид, и его крёстным отцом стал «валидо» — любимец короля и фактический полновластный и неограниченный правитель Испании герцог де Лерма.
Когда инфант (традиционный титул принца из правящего королевского Дома, в переводе с испанского языка — «дитя», «ребёнок») дон Филиппе был подростком, его крёстного, герцога Лерму, его многочисленным завистникам и врагам удалось «свалить», королевским «валидо» (и неограниченным правителем Испании) стал сын свергнутого Лермы — Кристобаль Гомес де Сандоваль-и-де-ла-Серда, герцог Уседа и маркиз де-Дения.
Когда Филипп вступает на престол, юный монарх незамедлительно отстранил герцога Уседу и над бывшим правителем было учреждено следствие (ничем, впрочем, грозным для свергнутого фаворита усопшего Филиппа III не закончившееся). Филипп назвал имя собственного «валидо» — Гаспар де Гусман-и-Пиментел-и-Веласко, больше известный в истории как «граф-герцог Оливарес. Традиция испанского фаворитизма продолжилась. Граф-герцог Оливарес
Оливарес незамедлительно приступил к реформам: эти изменения были реализованы в четырех областях: реформа общественной жизни, развитие экономики, повышение благосостояния и укрепление испанской армии.
Начато было с расследования злоупотреблений и повальной коррупции предыдущего царствования. Под следствием оказались герцог Уседа и герцог Осуна, было конфисковано имущество свергнутого ранее герцога Лермы и отдан под суд правая рука Лермы — Родриго Кальдерон, вызывавший наибольшее возмущение и всеобщую ненависть. Казнён никто не был.
Особое внимание правительства было уделено общественной морали, а особенную заботу получил вопрос демографический — правительство было очень заинтересовано, чтобы в семьях испанцев было много детей и таким образом население Испании увеличивалось.
Была сделана (отцами-иезуитами, уже давно задававшими тон во внутренней и внешней политике Испании) первая попытка полностью покончить с проституцией.
Оливарес с полного соизволения юного Филиппа сделал попытку упорядочить налоги, поставив принцип их более справедливого распределения и некоторого облегчения положения бедняков. Дворяне стали главным препятствием приведения этой реформы в жизнь, полностью саботировали новый налог на импорт предметов роскоши.
Напротив, налоговое бремя усиливалось, вводились дополнительные налоги и поборы с населения, которое становилось все беднее и беднее, а вместе с народом беднела и отставала в развитии и сама Испания. Затея Оливареса организовать национальный Банк провалилась (в частности, из-за сопротивления дворян), и выход нашёлся в предоставлении займов у еврейских банкиров Португалии.
Постепенно финансовое и экономической положение Испании ухудшалось, политика военного вмешательства на стороне католиков в Европе и в Германии стоила огромных денег, временно давал «передышку» массивный приток золота из испанских колоний в Америке, но всё равно оно не задерживалось в казне и мгновенно «съедалось» велико-имперской безумно дорогой политикой Испанского Двора. Пагубная практика продаж государственных должностей и мздоимство должностных лиц расцвело буйным цветом.
Продолжение следует…