Триллер «Четвертый вид». К чему снится белая сова?
На Аляске тучи ходят хмуро. Да и местным жителям не до смеха. Край суровый, глухомань практически, на тысячу поселенцев приходится всего один психиатр, да и тот — женщина с двумя малолетними детьми и мужем-самоубийцей. Места дикие, необъезженные, автомобилем нехоженые. Добираются граждане домой по старинке, частными самолетами, да паромами редкими. А тут еще эта сова проклятущая.
Снится, понимаешь, зараза. Сидит на веточке, ухмыляется, глаза-бусинки пучит, что-то недоброе думает. Но, что характерно, ровно в полчетвертого утра. Часы по ней сверять можно. Пациенты после таких снов впадают в депрессию, срывают планы по сбору кедровых шишек, сокращают улов рыбы и вообще теряют вкус к жизни. Но что самое неприятное, снится полярная нечисть массово, нарушая всю благоприятную статистику доктора Эбигейл Тайлер.
После трагической смерти мужа Эбби сама не своя. Младшая дочь потеряла зрение, старший сын замкнулся в себе, а сама миссис Тайлер с головой ушла в работу. И феномен с этой чертовой совой завлекает ее не на шутку. Дабы выяснить, что там на самом деле творится в мозгах ее пациентов, она периодически уводит их в транс и пытается извлечь их тайные воспоминания. Дело принимает дурной оборот, когда очередной больной, лесоруб Томми Фишер, вдруг начинает в гипнотическом состоянии верещать, танцевать джигу и панически рушить мебель. Очнувшись, Томми пожелал доктору спокойной ночи, вернулся домой, методично расстрелял собственную семью, а затем и себя не забыл.
Кому понравится, когда мирные жители устраивают бытовые разборки со смертельным исходом? Шерифу Августу не понравилось. Более того, он склонен винить в происшествии Эбби, чья терапия отправляет и без того замученных бессонницей людей то в морг, то на больничную койку. Доктор Тайлер и сама понимает, что своими психиатрическими махинациями спровоцировала суицид, но для нее истина дороже. Тем более что она до сих пор не верит в самоубийство своего любящего супруга, и, между прочим, тоже психиатра, проводившего аналогичные исследования нарушений сна у жителей Нома.
Вскоре Эбби понимает, что сова — это всего лишь муляж. Прикрытие для злобных пришельцев, похищающих людей прямо из теплых постелей. Жертвы иногда возвращаются, но никогда не помнят ничего, окромя белой птички за окном. Будучи под колпаком полиции, Эбби уже не может свободно экспериментировать со своими больными, которым после ее сеансов почему-то совсем не легчает. Остается лишь один способ докопаться до истины: пошариться в собственном подсознании…
Четвертый вид контакта, по классификации американского уфолога Джозефа Аллена Хайнека — это самый неприятный способ общения с пришельцами. Инопланетные твари просто похищают людей, чтобы ставить над ними всякие опыты и поиграть в Бога. Именно с этим явлением, по замыслу авторов фильма, и столкнулись несчастные жители Нома…
Картина Олатунде Осунсанми (сценариста невнятного боевичка «Козырные тузы 2») снята весьма оригинально. Уже в самом начале фильма Милла Йовович подробно втюхивает зрителю, что, мол, ситуация столь же реальна, как ее краткое советское прошлое. В доказательство приводятся псевдодокументальные записи сеансов «настоящей» Эбигейл Тайлер, которая, якобы, щедро поделилась ими с создателями фильма, попутно нарушив свои этические и профессиональные клятвы. Само собой, никакой Эбби Тайлер на самом деле не существует, весь сюжет ленты выдуман, а желание авторов выдать желаемое за действительное обусловлено лишь жаждой славы. Ну и денег, разумеется.
Что касается самой Миллы, то она однозначно порадовала своей игрой. Скажем прямо, карьера нашей бывшей соотечественницы прокладывалась большей частью через постель. Сначала симпатичная модель взлетела на Олимп благодаря легкой руке своего второго мужа Люка Бессона, а затем ее успехи (франшиза «Обитель зла», в частности) были связаны с именем Пола У. С. Андерсона, ее нынешнего гражданского супруга. Тем не менее талант у Миллы есть, и она его в «Четвертом виде» прятать не стала.
Честно признаемся, снято все достаточно убедительно. Особенно в части наложения кадров, где с одной стороны фигурируют «реальные» персонажи, в том числе сама докторша Эбби (актриса Шарлотта Милчард), а с другой — ее экранное воплощение, Милла Йовович. И если бы зритель до этого с подобным явлением не сталкивался («Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление», «Монстро» и пр. ), то принять за чистую монету происходящее на экране мог бы легко. Как два пальца об асфальт. Ибо ведут себя прототипы весьма натурально, съемки любительской камерой, как полагается, кошмарны по качеству и невероятно реалистичны внешне.
Жители настоящего города Ном на Аляске подобным поведением авторов «Четвертого вида» остались крайне недовольны. Во-первых, тем, что съемки проходили не в самом северном штате Америки, а в Канаде, которую, как известно, многие американцы недолюбливают. Во-вторых, те жители, чьи родственники действительно пропали без вести, были неприятно удивлены новой фантастической версией исчезновения своих близких. Некоторые даже возмущены. Особенно вопиющим кажется тот факт, что создатели фильма сознательно, за несколько недель до премьеры картины, вписали имя Эбигейл Тайлер на профильные психиатрические и новостные сайты. Правда, затем поспешно удалили сию информацию, дабы избежать исков за подлог и искажение фактов. Но обмараться все же успели.
И все бы ничего, если бы Осунсанми и его соавтор Терри Роббинс действительно вложили в свое творение душу. Мол, мы так старались донести до вас правду, что нам даже пришлось пойти на незначительный обман, дабы пролить свет на ужасающие и доселе неизвестные широкой публике события. Но, увы, как это частенько случается, овчинка выделки не стоила. Замысел создателей фильма оказался донельзя размытым, а потуги на псевдореальность никоим образом не оправданы.
Не совсем понятно, а точнее, совсем не понятно, что своим опусом Осунсанми хотел поведать миру. Что пришельцы существуют и они совсем не дружелюбны? Что жителям Аляски ничто человеческое не чуждо, они также страдают психическими расстройствами и сумасшествиями? Что сова — совсем не сова, а прообраз шумерского бога, похищающего людей? Триллер получился очень жиденьким, с массой бездоказательной смысловой нагрузки. Пугающим? Вряд ли, хотя на паре моментов вам все-таки придется вздрогнуть, правда, в основном, из-за неожиданности.
Вердикт: в угоду мнимой правдоподобности авторы «Четвертого вида» пожертвовали самым ценным аспектом кинематографа — зрелищностью. Будь они правы в своем решении, картину ждал бы столь же феерический успех, что и ее предшественников в жанре «псевдодокументального» кино. Но, увы, ни тематика, ни воплощение задумки аудиторию не впечатлили. В данном направлении кинематограф уже успел наработать кое-какой опыт, однако Осунсанми и его команда почему-то не пожелали им воспользоваться.
Так что если вам приснилась полярная сова, это еще не повод, чтобы сломя голову записываться на прием к мозгоправу. Просто постарайтесь поменьше смотреть канал Discovery перед сном.