Музыка барокко: какой она была? «Страсти» Баха
Как говорят, Гендель в своих ораториях «переложил на музыку» весь Ветхий Завет. Можно сказать, что всё Евангелие, точнее, все евангелия, «переложил» Бах. То есть он написал «Страсти» по всем евангелистам: Марку, Луке, Иоанну и Матфею.
«Страсти по Луке» полностью утрачены (вопрос дискутируется), «Страсти по Марку» остались только в виде текста (сейчас музыку пытаются реконструировать), сохранились «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».
Там над обломками эпох, С улыбкой на губах, Ведут беседу Бах и Бог, Седые Бог и Бах. (Глеб Семенов «Бах», 1918 год)
Страсти (или Пассионы, что тоже переводится как «страсти», «страдание») — повествование о страстях господних — утвердились в западной христианской церкви еще со Средневековья. В определенные дни повествователь-евангелист читал (пропевал) текст, за ним вступали другие «действующие лица» (Иисус, Петр, Иуда, Пилат и так далее). В хоралах выражалось коллективное чувство, в ариях — индивидуальное чувство, переживание, лирический или оценочный комментарий происходящего.
Католическая традиция предполагала использование латыни, с музыкальной точки зрения, играл большую роль григорианский хорал. Лютеранская традиция — немецкий язык и хоралы (при создании претерпевших вторжение «языческой улицы» — выражение А. Швейцера).
В дальнейшем «Страсти» все больше драматизировались, большую роль играл оркестр, сольные вокальные «номера» и хор сами по себе становились шедеврами. В наше время «Страсти» чаще исполняются на концертных площадках, что лишний раз доказывает условность границ в музыке.
Пишутся Страсти и сейчас. В 2000 году в Штутгарте, судя по всему, был грандиозный праздник. В «юбилейный» баховский год были исполнены «Страсти» по всем евангелиям и на четырех языках: по-английски «Водяные Страсти по Матфею» (с включением электронных инструментов), по-испански «Страсти по Марку» с участием латиноамериканских певцов и танцоров (а написал их интереснейший современный американский композитор Освальдо Голихов), по-немецки — «Страсти по Луке», и — «Страсти по Иоанну» на церковнославянские тексты — нашей соотечественницы, проживающей в Германии, Софии Губайдулиной. «Страсти по Иоанну»
Страстей по Иоанну в мире всего три: это произведения И. С. Баха, эстонского композитора Арво Пярта и Софии Губайдулиной.
«Страсти по Иоанну» Баха состоят из 68 номеров, тематика традиционна: предательство, страдания, смерть. Это сильная, крайне выразительная музыка, но всемирно известны стали «Страсти по Матфею». «Страсти по Матфею»
«Страстей по Матфею» в мире известно больше, часть из них принадлежит немецким композиторам эпохи барокко. Читателям небезынтересно будет узнать, что в 21 веке появились русские «Страсти по Матфею». Это сочинение нашего современника — митрополита Илариона (Алфеева) — церковного деятеля, богослова и композитора.
«Страсти по Матфею» — одно из самых масштабных произведений Баха, оно состоит из 78 номеров (речитативы — тексты двух глав из Евангелия от Матфея, арии, хоралы, хоры — музыкально-поэтическое переосмысление образов) и длится около трех часов. Сюжет известный: предательство, моление о чаше, суд, шествие на Голгофу.
Ария Erbarme Dich («Сжалься») — это одна из кульминаций «Страстей» (близко к точке золотого сечения всей композиции). Кульминация — это ведь необязательно громко и динамично. Тихая кульминация может быть еще более сильной.
Апостол Петр, совершив отступничество, горько раскаивается. Эта ария Петра — одна из самых любимых в мире, ее можно услышать в необычном «контексте». Она сопровождает фильм итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини «Аккатоне» (кстати, Пазолини — режиссер фильма «Евангелие от Матфея»). Она звучит в фильме «Съёмки в Палермо» Вендерса.
Эта же ария звучит, когда идут титры фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» вместе с алтарным образом «Поклонение Волхвов» Леонардо да Винчи. Как уже писалось, выдающийся кинорежиссер любил, знал и понимал музыку. А музыку Баха у него можно услышать не только в «Солярисе». Бах звучит и в «Жертвоприношении», и в фильме «Зеркало». «Бах и снова Бах» — отвечал Андрей Тарковский на вопрос о любимом композиторе. И он не одинок.
Начальная часть «Страстей» используется в фильме «THX 1138» Джорджа Лукаса. Музыка «Страстей по Матфею» звучит в кинокартине Анжея Вайды «Пилат и другие», «Битва за Алжир» Джило Понтекорво, «Приветствую тебя, Мария» Жана-Люка Годара, «Казино» Мартина Скорсезе, «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы, «Домино» Тони Скотта, «Царство небесное» Ридли Скотта. Все перечисленные режиссеры относятся к значительным фигурам в мировом кинематографе. И их обращение к «Страстям по Матфею» не случайно: и сюжет «вне времени», и баховская музыка — огромной силы.
Образы, создаваемые баховскими «Страстями», эмоционально-правдивые, при этом — величественные, они одновременно эпичны и лиричны. Музыка здесь может быть и живописной (точнее, звукописной): слышно журчание ручья в Гефсиманском саду и свист бичей в сцене бичевания Христа, и колокольный звон по пути на Голгофу. Можно даже услышать «звуковой нимб» Иисуса — это определенным образом играющий струнный квартет на фоне речитатива Христа. Но главное в этой музыке — грандиозная панорама и драматизм образов.
«Страсти по Матфею» считаются одной из вершин творчества Баха. Их же можно назвать и вершиной западноевропейской духовной музыки.
Эти «Страсти» Бах написал в Лейпциге, куда переехал из Кётена. С Лейпцигом связаны все последние годы жизни композитора — более четверти века. Там, где мальчики поют 800 лет
Теперь это всемирно известный храм — Церковь Святого Фомы, или Томаскирхе. Начало постройки этой церкви относится к 1212 году. Там жил в монашестве менестрель Генрих фон Морунген, в ней как-то провел службу сам Мартин Лютер. А еще там поет хор мальчиков. Поет непрерывно с 1212 года, то есть в следующем году — ни много ни мало 800 лет. В с 1723 по 1750 год этим хором руководил И. С. Бах.
Обязанности кантора Томаскирхе включали в себя не только руководство хором. Вот часть из списка обязанностей Баха:
2. Привести музыку обеих главных церквей города, в меру моих наилучших сил, в хорошее состояние.
6. Во избежание излишних расходов прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной.
12. Не выезжать из города без разрешения г. бургомистра.
Единственное, чего не стал делать Бах — это преподавать латынь. Он сам оплачивал другого преподавателя, подобное допускалось правилами. Бах творит, и эти годы созидания несколько омрачаются мелкими столкновениями с муниципальными и церковными властями.
У Баха — только кантат около 300, большая часть из них написана в Лейпциге. К пятнице — можно было сочинить новую кантату. Бах даже переписывать их набело не успевал, тогда помогала жена. Со временем почерки Иоганна Себастьяна и Марии Магдалены стали так похожи, что исследователи до сих пор путаются. Дом был полон музыки и детских голосов (родилось еще 13 детей).
«Родилось от второй жены Баха шесть сыновей и семь дочерей, так что если бы все дети его оставались в живых, то их было бы двадцать: девять дочерей и одиннадцать сыновей». (Риман). Но пережили отца только пять сыновей и четыре дочери. Сыновья в Лейпциге уже начали сочинять свою музыку.
О последних годах жизни Баха и других шедеврах можно будет прочитать в следующий раз.
(Музыка и кадры из фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» — в комментариях).